День 1.

Рано утром 1 июня из поезда на станции Арзамас-2 вышли ученики воскресной школы нашего храма и храма вмч. Георгия Победоносца при МЧС в Давыдкове, а также примкнувшие к ним родители и прихожане. Так началось наше двухдневное путешествие в Дивеево и по святым местам и достопримечательностям г. Арзамаса.

DSC0003diveevo19 11Относительно недолгое путешествие на микроавтобусах и вот мы уже в Дивеево. Некоторые организационные моменты, которые успешно решает директор нашей воскресной школы Евгения Владимировна и вскоре мы, оставив веще в паломническом центре, идем на обзорную экскурсию по Свято-Троицкому Дивеевскому монастырю. Сначала это Казанский Собор, в котором упокоились мощи сестер дивеевских, а около южной стены могила Н. А. Мотовилова и рядом знаменитая береза с наростом на стволе похожим на голову медведя, потом надвратная колокольня, Троицкий и Преображенский собор и строящийся Богоявленский. Мы услышали рассказ о истории их строительства, особенностях архитектуры и святынях, о том какая судьба постигла храмовые здания в богоборческие годы и как восстанавливались они в новейшее время.

Далее мы встали в очередь к мощам прп. Серафима Саровского. Поначалу казалось, что очередь эта длинная и время долго тянется. Но не убивать же его своим праздным ничегонеделаньем и топтанием на месте с нарастающей усталостью и раздражением! Быстро нашелся акафист батюшке Серафиму и как-то незаметно к его окончанию, когда все воодушевленно пропели последние "радуйся" и "аллилуйя", наша очередь подошла к боковым дверям собора и бодро двинулась в верх по лестнице. Не беремся судить, было ли это психологическим эффектом занятого делом человека или чудо по молитве к прп. Серафиму, но многие отметили момент, что стояние в очереди с молитвой на устах было легким, а по окончании акафиста как-то очень быстро мы прошли в храм к раке преподобного. Впрочем, не судите нас за субъективность. Такое святое место, как Дивеевский монастырь сам по себе настраивает на ожидание чего-то чудесного.

K mosham

diveevo19 40После этого мы вернулись к паломническому центру и подкрепили свои силы в местном кафе. Кстати все наши трапезы начинались и заканчивались молитвами.

До отъезда на источник батюшки Серафима в Цыгановку было еще много времени и его мы потратили на обход канавки с богородичным правилом, посещение домика св. Пашеньки Саровской и других святынь монастыря.

diveevo19 5313.30 мы снова посетили кафе и на этот раз уже более основательно пообедали, а в два часа сели в автобус и поехали в Цыгановку. Многие взрослые и дети с восторгом окунались в холодную воду. Те кто не осмеливался войти в купель, просто омывались водой и пили ее. От этого ведь тоже польза и не важно, весь ты в нее залез или только омочился. Радость от прикосновения к святыне получили все.

Кстати в самом Дивеево нами за этот день были посещены источники: преподобной Александры, Казанский, Пантелеимоновский и в честь иконы Божией Матери «Умиление». В часть из них мы также погружались по желанию или просто обливались. А воду пили наверное из всех. Такая она вкусная и без сомнения целительная.

Ближе к вечеру мы разместившись в гостинице для паломников далее отправились снова в монастырь на воскресное всенощное бдение, где желающие причаститься приступили к Таинству Исповеди.

Далее ужин, прогулка по Дивеево, вечернее правило и сон. Так закончился наш первый день.

День 2.

diveevo19 22С утра мы пришли в Троицкий Собор на божественную Литургию. Многие паломники причастились Святых Христовых Таин. А потом был завтрак в кафе паломнического центра и отъезд из гостиницы в архангельский скит.

diveevo19 96Архангельский скит находится на пути из Арзамаса в Дивеево среди безлюдных полей, на месте некогда большого села Ездаково. В богоборческие годы прошлого столетия не обошли Архангельский и Покровский храмы, которые были в этом селе, стороной. В 1938 году на собрании колхозников Михаило-Архангельский храм решено было закрыть, а здание переделать под школу. Впрочем в дальнейшем в силу экономических причин эти планы не состоялись. В Архангельском храме устроили склад горюче-смазочных материалов и запчастей для сельхозтехники, а затем зернохранилище. В Покровском храме был открыт клуб с библиотекой и кинотеатром; по вечерам в нем устраивались танцы. Само село прекратило свое существование ближе к ноцу 80-х годов 20 века.

В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента и начинается история Архангельского скита.

Это совсем краткая историческая справка, наиболее полно о истории храмов села Ездакова и образования скита на этом месте поведала одна из насельниц обители, она же показала здания храмов изнутри, рассказала о местных почитаемых иконах и богослужебной жизни.

diveevo19 94Далее наш путь лежал на источник, который находится в паре километров от обители. После того как все насладились там холодной и вкусной водой, а кое-кто и искупался, мы вернулись в скит на обед, где насельницы угостили нас блинами, квасом, а главное натуральными творогом и сметаной.

diveevo19 106Потом дети и взрослые разделились. Взрослые еще остались на некоторое время в скиту, где смогли подать записки исполнить прочие требы. Сходить на молочную ферму и приобрести для себя молочные продукты. А детвора укатила на автобусе в Арзамас, где их ждали интереснейший мастер класс по кулинарии в Хобби Хаусе, прогулка по достопримечательностям города. Одни только гигантские железные музыкальные инструменты перед парадным входом в театр драмы вызвали такой восторг, что гиду Илье с трудом удалось их увести в другие места.

Через какое-то время дети и взрослые воссоединились и продолжили изучать Арзамас.

diveevo19 146Мы побывали на центральной соборной площади. Поклонились местным святыням, среди которых был знаменитый арзамасский крест. Поужинав в кафе "Русь" отправились к проходной Арзамасского машиностроительного завода, где дети вдоволь налазились по военной технике - продукции этого предприятия. Около Арзамасского коммерческого технического техникума нас ждали "Эйфелева" башня и "Тауэрский" мост. Последний еще светился всеми огнями и даже поднял свои створки перед нами. Конечно же это были уменьшенные копии реальных объектов, но их сходство с оригиналом говорит о мастерстве учащихся этого заведения.

Ближе к концу нашей экскурсии мы побывали на площади рядом с Арзамасским приборостроительным заводом им. П.И. Пландина и из рассказа нашего гида узнали, что именно этот завод обеспечивает электронными приборами российскую боевую авиацию. Образцы которой кстати стоят на площади.

И последнее место, которое мы посетили перед отъездом, это мемориал погибшим во время взрыва на железнодорожном переезде 4 июня 1988 года, неподалеку от станции Арзамас-1.

Вот такая получилась у нас насыщенная поездка, за организацию которой мы хотим поблагодарить директора воскресной школы, нашу любимую Евгению Владимировну Костромитину!

Гида города Арзамаса - Илью.