Храм преподобного Серафима Саровского в Кунцеве

Подворье Патриарха Московского и Всея Руси

Поделиться ссылкой:

23.7. Как понимать пятую Заповедь?

– Пятая Заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь23.1. Что такое Заповеди Божии? Откуда они взялись?

– Заповеди Божии – закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал Моисею на горе Синай (см. Исх. 20:2–17; Втор. 5:6–21). Первые четыре Заповеди содержат в себе обязанности по отношению к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности по отношению к ближнему, то есть ко всем людям.

23.2. Почему надо соблюдать Заповеди?

– Заповеди Божии – это условия нормальной, полноценной, здоровой и счастливой жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе, калечит собственную жизнь и жизнь своих близких.

23.3. Как понимать первую Заповедь?

– Первая Заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2–3).

Этой Заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя, как на Источник всех благ. Следуя этой первой Заповеди, человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени.

В первой Заповеди дается направление умственной и волевой деятельности человека и этим закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта Заповедь занимает первенствующее место среди других Заповедей. Она устремляет духовный взор человека к Богу и говорит ему: пусть Господь будет первым о Ком ты будешь думать и к Кому будешь стремиться.

Эта Заповедь призывает познавать Бога вдумчивым чтением Священного Писания, размышлением о Боге, о Его близости и любви, размышлением о цели земной жизни. Содействуют познанию Бога чтение святоотеческих книг и другой православной религиозной литературы, молитва дома и в храме, участие в духовных беседах. При этом познание Бога не должно ограничиваться одной отвлеченной умственной работой, но должно проникать глубоко в сердце и отображаться в жизни во всех словах, делах и начинаниях.

Таким образом, первая Заповедь содержит в себе остальные Заповеди. Последующие же Заповеди конкретнее раскрывают смысл первой.

23.4. Как понимать вторую Заповедь?

– Вторая Заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–6).

Этой Заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров – вещественных или воображаемых – служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести.

Эта Заповедь была дана во времена, когда идолопоклонство было болезнью человечества. В то время отдельные люди и целые народы обоготворяли разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных – все, в чем темное суеверие видело что-то необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветная вера, а затем – христианское учение принесло людям светлое учение о едином Творце вселенной, любящем всех Отце, заботящемся о людях.

Для современного человека буквальное поклонение идолам сложно для понимания. Но дух второй Заповеди, запрещающей преклоняться перед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами. Идолом делается наука, когда ее голос противопоставляется вере. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Страсть к чревоугодию, курению, пьянству, азартным играм и наркомании – все это распространенные кумиры современного человечества.

Отвергать же почитание святых икон и других религиозных предметов, ссылаясь на вторую Заповедь – неправильно. Икона, Преображения или Крещения Господня, в православном понимании не воспринимается православным человеком, как божество, но как напоминание об истинном Боге. Икона передает в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Иконописное изображение является символом на таких же правах, как и слово, являясь богословием в красках.

Не противоречит второй Заповеди и почитание святых угодников Божиих, их икон и мощей (святых останков). Святые – для верующих как старшие братья. Бог один, а ангелы и святые являются помощниками в деле спасения и заступниками перед Богом. Человек призван спасаться не в одиночку, но именно в Церкви – в этой великой семье, в которой все должны помогать друг другу достичь спасения. Верующие на земле и святые на небе составляют одну духовную семью.

23.5. Как понимать третью Заповедь?

– Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

Этой Заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например: в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей Заповеди являются: божба, то есть легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога в свидетели в пустых житейских делах. Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением, потому что оно обладает величайшей силой. Человеческому слову с призванием имени Божия повинуется природа, о чем существует немало рассказов в Библии. Книга Деяний Святых Апостолов повествует о многих чудесах и изгнании бесов, совершенных именем Христовым. Поэтому имя Божие следует употреблять в молитве и в серьезной беседе о Боге. Употребление Его имени в клятве или присяге разрешается только в исключительно важных случаях.

Имя Божие, призываемое с вниманием и благоговением на молитве, привлекает к человеку Божью благодать, дарует свет уму и радость сердцу.

23.6. Как понимать четвертую Заповедь?

– Четвертая Заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8–11).

Этой Заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете праздновалась суббота как воспоминание о творении Богом мира: «И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в этот день Бог почил от дел Своих» (Быт. 2:3). Теперь христиане празднуют воскресенье, первый день недели, так как в этот день воскрес Господь Иисус Христос.

Нарушают четвертую Заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что Заповедь говорит: «шесть дней работай». Нарушают четвертую Заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в житейских заботах, развлечениях, забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.

, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12).

Этой Заповедью Господь Бог повелевает почитать (дорожить, ценить и любить) родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать и любить их, ни при каких обстоятельствах не оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости. Также всегда молиться за них – как при жизни, так и после смерти их.

Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали…». «Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу» (Еф. 5:22–23; 6:1–4; Кол. 3:18–20; 1 Тим. 5:4).

Для соблюдения этой Заповеди необходимо оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7). Следуя этому апостольскому наставлению, христианину надо уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту.

Только в том случае, когда старшие или начальники требуют исполнить что-либо против веры, не должно им повиноваться. Закон Божий и послушание Господу являются высшим законом для всех людей.

23.8. Как понимать шестую Заповедь?

– Шестая Заповедь: «Не убивай» (Исх. 20:13).

Этой Заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни – у других людей или у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.

Самоубийство есть тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются еще грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против Промысла Божия. Человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в своем грехе, потому что после смерти покаяние невозможно. Чтобы не отчаиваться, надо помнить, что временные страдания посылаются для спасения души. Многие праведники наследовали Царство Небесное через страдания. При испытаниях надо помнить, что Бог бесконечно добр. Он никогда не пошлет человеку страданий выше его сил, а при страданиях укрепляет и утешает.

Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но способствует убийству или допускает других до убийства. Например: судья, осуждающий подсудимого, невинность которого ему известна; всякий, кто помогает другим совершать убийство своим приказанием, советом, согласием; кто укрывает убийцу и тем способствует совершению новых преступлений; всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда мог бы это сделать; всякий, кто изнуряет своих подчиненных чрезмерно тяжелым трудом и тем сокращает их жизнь; всякий, кто невоздержанием и различными пороками разрушает свое здоровье. Человек виновен в убийстве, даже если убил другого человека нечаянно, потому что допустил неосторожность. Уничтожение плода в утробе матери (аборт) тоже является убийством.

Говоря о грехе убийства, Господь Иисус Христос повелел людям искоренять в сердце те чувства злобы и мести, которые толкают на этот грех. Согласно Евангельскому учению: «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, провоцирует ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.

Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство – духовное. Совершает духовное убийство тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни. Ведь оба эти состояния являются духовно-убийственными. Спаситель сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:5–7).

23.9. Как понимать седьмую Заповедь?

– Седьмая Заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14).

Этой Заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, а неженатым – быть целомудренными, чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешить против седьмой Заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства, как то: сквернословие, анекдоты, бесстыдные песни и пляски, смотрение соблазнительных фильмов и фотографий, чтение безнравственных журналов. Чтобы избегать нечистых желаний, надо греховные мысли пресекать при самом их возникновении, не давая им возможности овладеть чувствами и волей.

Относительно плотской распущенности Писание предупреждает: «Блудники грешат против собственного тела». «Блудников и прелюбодеев судит Бог» (1 Кор. 6:18; Евр. 13:4).

23.10. Как понимать восьмую Заповедь?

– Восьмая Заповедь: «Не кради» (Исх. 20:15).

Этой Заповедью Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), тунеядство (жизнь за чужой счет), лихоимство (получение взятки, ее вымогательство). Всякое присвоение чужой собственности путем обмана является воровством и когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работникам.

Христианин призван творить милостыню, помогать нуждающимся, жертвовать часть средств Церкви Божией. Высокой христианской добродетелью является совершенное нестяжание. Заповедь учит быть бескорыстными, трудолюбивыми, милосердными.

23.11. Как понимать девятую Заповедь?

– Девятая Заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16).

Этой Заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя «дьявол» означает «клеветник».

Всякая ложь недостойна христианина и не совместима с любовью и уважением к ближним. Апостол Павел наставляет: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы – члены друг другу» (Еф. 4:25). Необходимо обуздывать язык и воздерживаться от празднословия. Слово – это величайший дар Творца, который надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36–37).

23.12. Как понимать десятую Заповедь?

– Десятая Заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).

Этой Заповедью Господь учит воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. Предыдущие Заповеди говорили преимущественно о поведении человека, а эта последняя Заповедь обращает внимание на то, что происходит в душе: на мысли, чувства и желания. Она призывает стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с недоброй мысли. «Мерзость перед Богом злые мысли» (Притч. 15:26). Если человек на такой мысли останавливается, то возникает греховное желание, которое подталкивает к совершению неправедного поступка. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше – в первомыслии, по слову святых отцов.

Зависть – это яд для души. Как бы человек не был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало и он всегда будет недоволен. «Мерзость пред Господом – помышления злые» и «Дьявольской завистью грех вошел в мир» (Притч. 15:26; Прем. 2:24). Чтобы не поддаваться чувству зависти, надо благодарить Бога за Его милости. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6). «Имея пропитание и одежду будем довольны тем. А желающие обогащаться впадут в искушение и сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:8–10).

23.13. Заповеди блаженства и Заповеди Божии – это одно и то же?

– Нет. Традиционно под Заповедями Божиими понимаются десять ветхозаветных Заповедей (Декалог), которые Бог дал еврейскому народу на горе Синай через пророка Моисея (см.: Исх. 20:2–17; Втор. 5:6–21).

Заповеди блаженства – это новозаветные Заповеди, которые даны Господом Иисусом Христом в Нагорной проповеди (см. Мф. 5:3–12). В них содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о тех качествах, приобретая которые, человек становится сопричастным вечной блаженной жизни. Но уже в земной жизни, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

23.14. Новозаветные Заповеди блаженства отменяют ветхозаветные Заповеди?

– Нет, Заповеди блаженства, данные Спасителем, не отменяют Заповедей Закона. Напротив, эти Заповеди взаимно восполняются.

Десять Заповедей Закона, главным образом, запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства или святости.

Десять Заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения и добродетели должно иметь, чтобы приблизиться к Богу и обрести святость, а вместе с тем и блаженство, то есть высшую (превыше земной) степень счастья. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный Закон Христов есть закон Божественной любви и благодати.

23.15. Для чего Иисус Христос дал девять Заповедей блаженства?

– Этими Заповедями Иисус Христос указал, какими должны быть все верующие, чтобы получить блаженную, то есть в высшей степени радостную, счастливую, вечную жизнь в Царствии Небесном. Заповеди блаженства – это учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви. Всем, кто будет исполнять эти Заповеди, Господь Иисус Христос обещает вечное блаженство в будущей, вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.

23.16. Как понимать «блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное»?

– Блаженны нищие духом, потому что дано им будет Царство Небесное. Нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные. Смирение есть основополагающая христианская добродетель, потому что она есть основание любви. Она противоположна гордости, а от гордости произошло все зло в мире.

23.17. Как понимать «блажени плачущии, яко тии утешатся»?

– Блаженны плачущие о грехах своих, потому что они утешатся. Плачущие – люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи за искреннее покаяние. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе блаженство и вечную радость.

23.18. Как понимать «блажени кротцыи, яко тии наследят землю»?

– Блаженны кроткие, потому что они наследуют, получат во владение землю. Кроткие – люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь, без ропота на Бога и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. «Кроткие насладятся и в здешней жизни долгоденствием и многими другими благами, как кроткий и долготерпеливый Иов, Давид, или кроткий патриарх Иаков, как многие просиявшие кротостию святые в Новом Завете, а главное, — что они получать обетованныя от Бога, любящим Его, блага на земле живых, т.е. на небе» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

23.19. Как понимать «блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся»?

– Блаженны алчущие и жаждущие, желающие правды, потому что насытятся. Алчущие и жаждущие правды – люди, которые усердно желают правды, то еть праведности, исправления, духовного обновления, как голодные (алчущие) – хлеба и жаждущие – воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов лжи, лукавства и помог им жить праведно, желают оправдаться перед Богом. Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы – обретут блаженство.

23.20. Как понимать «блажени милостивии, яко тии помиловании будут»?

– Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут. Милостивые – люди, имеющие доброе сердце – милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом.

23.21. Как понимать «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»?

– Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят. Чистые сердцем – люди, которые не только отстраняются от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, то есть хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь, на земле, близки к Богу, душою всегда чувствуют Его, а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, созерцая Его.

23.22. Как понимать «блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»?

– Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены, то есть названы, сынами Божиими. Миротворцы – люди, которые не любят никаких ссор и разладов. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, то есть детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

23.23. Как понимать «блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное»?

– Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное. Изгнанные за правду – люди, которые так любят жить по правде, то есть по Божиему Закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат блаженство в Царствии Небесном.

23.24. Как понимать «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех»?

– Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах. Здесь Господь говорит: если вас будут поносить, издеваться над вами, бранить, бесчестить и лживо говорить о вас худое, клеветать, несправедливо обвинять, и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

Яндекс.Метрика