Hristos_i_Apostoly

Апостольское чтение

Деяния апостолов 5:12-20 (140)

[В те дни] руками апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса. Все они единодушно пребывали в [храмовом] притворе Соломона. Из посторонних же никто не осмеливался примыкать к ним, а народ их прославлял.

Верующих в Господа становилось всё больше, множество мужчин и женщин; так что выносили больных на улицы и

полагали на ложах и кроватях, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила кого-нибудь из них.

Сходилось и множество народа из городов вокруг Иерусалима, неся больных и одержимых нечистыми духами; и все они исцелялись.

Тогда первосвященник и все его сторонники из партии саддукеев исполнились ревности, наложили руки на апостолов и заключили их в общественную тюрьму. Но ангел Господень ночью отворил двери тюрьмы и, выведя их, сказал: «Идите, станьте в Храме и говорите народу все слова этой жизни!»

Евангельское чтение

Евангелие от Иоанна 20:19-31

В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из страха перед иудеями, — пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа.

Иисус же сказал им снова: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец (Дидим), не был с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики говорили ему: «Мы видели Господа». Но он отвечал: «Пока не увижу на Его руках следы от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку – руку, никак не поверю!»

Через восемь дней Его ученики снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: «Мир вам!» Затем говорит Фоме: «Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь!» (1)

«Господь мой и Бог мой!» – воскликнул Фома. «Ты поверил потому, что Меня увидел? – говорит ему Иисус. – Блаженны не видевшие и поверившие!»

Много и других знамений сотворил Иисус перед Своими учениками, о которых не написано в этой книге. А об этом же написано для того, чтобы вы уверовали, что Иисус – это Христос (Мессия), Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

НЕДЕЛЯ АПОСТОЛА ФОМЫ

Вчера завершилась Светлая седмица, закрылись врата иконостаса и нам раздавали артос. Но празднование Воскресения Христова не закончилось: чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня, т. е. до праздника Вознесения Господня. Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) посвящена воспоминанию определенного события евангельской и древнехристианской истории, – события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в церковном календаре. Размышляя над их содержанием, мы глубже осознаем весь противоречивый и трагический смысл тех далеких лет, дней и часов, – верность и сомнение, любовь и ненависть, умудренность и простодушие. Эти темы вечны, как вечен трагизм человеческого бытия, преодолеваемый, – по слову апостола Павла, – "только верой".

Две ближайшие от Пасхи недели посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных; темы же трех последующих возвращают нас к трем важным эпизодам евангельской истории, относящимся еще ко времени общественного служения Иисуса Христа. В этих спасительных деяниях – подготовительных ступенях к будущему Воскресению! – Он явственно открыл Свое Божественное достоинство и силу, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его «неверным» ученикам уяснить их истинный смысл. Этим и определяется их место в богослужебном календаре.

Вторая «неделя» (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей Фоминой (2) (первой "неделей" считается сам День Пасхального Воскресения). На Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава). Первую часть этого чтения мы уже слышали во время Пасхальной вечерни (3) , и в нем прозвучали слова недоверия и сомнения. Сегодня они еще раз повторяются, а затем следует на них «ответ» и укоризненные слова Иисуса Христа апостолу Фоме: «Ты поверил потому, что Меня увидел? Блаженны (счастливы) не видевшие и поверившие!»

Разумеется, эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого.

В Древней Церкви было принято, чтобы люди (4) , крестившиеся в Великую Субботу, в Фомино воскресенье снимали с себя всенародно ту белую одежду (символ духовного рождения и чистоты), которую они носили всю Светлую седмицу, и отдавали на хранение в церковную ризницу. Поэтому и сам этот день назывался на Западе «Воскресеньем в белых (одеждах)», Dominica in albis; а на Востоке «Новым Воскресеньем», – в знак того, что праздник новокрещенных завершается, и начинается их новая и многотрудная жизнь в христианском звании.

Во вторник Фоминой седмицы (девятый день по Пасхе) (5) совершается пасхальное поминовение усопших, которым Христианская Церковь возглашает радостную весть о Воскресении Господа, победившего смерть и тление. Истинный Бог – «Бог не мертвых, а живых. Для Него все живы», – напоминает Христос не только Своим современникам, но и всем нам (Лука 20:38). Потому и день этот именуется в церковном календаре "Радоницей".

Ю. Рубан

(1) Русский Синодальный перевод этого места неудачен: "И не будь неверующим, но верующим", а церковнославянский гораздо точнее: "И не буди неверен, но верен" (Иоанн 20:27). Библейскому понятию "вера" соответствуют в первую очередь наши понятия "твердость", "доверие", "верность". Это не «философская» вера в Бога (признание Его существования), а верность Богу. Верить и быть в союзе можно только с личным, Живым Богом, но не с абстракцией «Абсолюта» или «Космического разума». Истинный Бог – это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых» (Блез Паскаль). См.: Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1974, кол. 115-128 (статьи «Вера» и «Верность»).Отрицать существование Бога (или богов) древний человек мог лишь в одном случае (см.: Псалом 13:1), а также Послание ап. Иакова 2:19 (такая вера не спасает!).

(2)Фомино воскресенье именуется также «неделей Антипасхи» (греческое слово Антипасха означает "вместо Пасхи"), «потому что этот день – первый из воскресных дней всего года, в который событие Воскресения повторяется» (Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907, с. 639-640).

(3) Рубан. Ю. Пасха: история, богослужение, традиции. СПб., 2007. (Эту брошюру можно приобрести в церковной лавке нашего храма).

(4) В древности крестили взрослых, а также подросших детей, способных сознательно участвовать в Таинстве.

(5) В некоторых областях поминовение усопших бывает в "Фомин понедельник" (Никольский К., прот. Пособие к изучению устава... с. 641-64

 

Источник: Азбука.ру

Яндекс.Метрика