Дивное Дивеево...

Много раз произносили эту фразу, и каждый вкладывал в нее свои чувства. Кто-то в этот момент думал о красоте монастырских храмов, кто-то вспоминал чистейшую благословенную воду Дивеевских источников, кто-то еще раз молился про себя «Бородице Дево радуйся...» и вновь мысленно проходил по Святой Канавке.

Я уже несколько лет езжу с паломниками в Дивеево и каждый раз что-то новое увожу оттуда.
Конечно, лучше всего приезжать в Дивеево не в выходные дни, а в будни. Народу мало, можно спокойно зайти в храмы, помолиться, приложиться к святым мощам и постоять – побеседовать с батюшкой Серафимом, пройти по Канавке, съездить на источник Преподобного в Цыгановку – в будни тихо, людей почти нет – нет суеты, спешки, отвлекающих разговоров. Благодать везде чувствуется...
В Дивееве бываем на семи источниках с купелями. Канавка Божией Матери, Богородичная Тропа, Камешки батюшки Серафима (Большой - тот самый, на котором молился преподобный, и Малый – «камень-медведь»)...

Километров за двадцать от Дивеево есть так называемый "Царский скит" - подворье Серафимо-Понетаевского монастыря. Небольшой, из красного и белого кирпича. Открыт бывает два - три раза в год. Когда-то это была царская дача, и Александр (по-моему, Первый) пожертвовал ее Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю, в память исцеление чудесным образом дочери.
Вдоль жилых домов к скиту ведет сосновая аллея, тропка между двумя рядами высоких старых сосен, только несколько таких старых высоких елей «затесались» между ними. А тропа называется "Богородичной" по аналогии с Дивеевской Канавкой: каждые сутки Богородица проводит по три часа в каждом из Своих уделов: Афон, Иверия, Киев и Дивеево. И, бывая в Дивеево, возможно, иногда посещает и Царский скит. Но это уже из разряда предположений, не принимайте за истину.

Принимали в Понетаевскую обитель в основном представительниц дворянства. При поступлении в монастырь они сажали по паре сосен. Так и получилась "Богородичная тропка" - между соснами. До нашего времени осталось девятнадцать пар. А если в монастырь приходили представительницы царской фамилии - они сажали ели...

Скит, конечно, обветшал. Рядом находятся несколько захоронений. Начинают понемногу восстанавливать. Возможно, когда-нибудь скит будет открыт постоянно, и здесь, как и прежде, будут постоянно жить сестры.

Если от скита проехать лесной дорогой всего несколько километров, попадем еще в святые места, где также незримо присутствует батюшка Серафим.

Про камешки батюшки Серафима вы, наверное, уже слышали - преподобный молился в лесу на камешках (Большом и Малом). Малый камень, подлинный, разобрали на святыни давным-давно, затем была положена копия на то же Святое место, и его разобрали. Сейчас на этом месте лежит третий камень. Находится это благодатное место на закрытой территории, недалеко от города Саров.

А мы едем к «Серафимовым камням». Здесь их несколько, есть побольше, поменьше. Один чем-то напоминает фигуру спящего медведя, так и называют его «камень-медведь». Легенда говорит, что после земной кончины преподобного Серафима его лесной друг – медведь – пришел сюда, где и окаменел, тоскуя по своему другу-человеку.
Сюда ездят многие.

К «Серафимовым камням» можно добраться с кем-то из жителей Дивеево (договоритесь несколько человек - дешевле будет). Окружает их деревянный заборчик; здесь же, в ограде, часовня, можете зайти. На аналое лежит акафист прп. Серафиму Саровскому. Почти всегда здесь находится человек, даст вам свечи, можете поставить перед иконами, возжечь, помолиться. Можете взять как святыню домой.

И – дальше в лес. Дорога очень проблемная - лесная. Никакого не то чтобы асфальта, даже не бетон. И, как в анекдоте, "то яма, то канава". С одной стороны - обрыв местами. С другой - стена лесных зарослей. Несколько километров по лесному бездорожью и совершенно без указателей. Не всякий транспорт может забраться сюда, в эту глушь. Легковые, джипы, автобусы (от ПАЗ до Мерседеса) - не пройдут, сядут на колдобинах. Мы с группами ездим на УАЗе (в просторечии - "буханочка"). Фырчит, подпрыгивает, временами чуть не на бок переворачивается, но уверенно движется вперед и довозит до места благодатного. Для путешествующих самостоятельно: договаривайтесь с водителями УАЗов (в Дивеево увидите - их достаточно), и с ними спокойно доберетесь.
Среди леса, на небольшой полянке лежит Большой камешек. Этот - подлинный. Перед камнем - сосна. Взгляните на икону, когда преподобный Серафим молится коленопреклоненный на камне перед Образом Богородицы на сосне... Вот эта сосна - перед камнем. И тишина вокруг... И кажется, что сам преподобный рядом с тобой, вот-вот подойдет и скажет: "Радость моя, Христос Воскресе!..".
Идем к святыне. Кто-то становится коленками на камень, кто-то ложится. Каждый что-то шепчет (молитву? Прошение к преподобному Серафиму – чтобы помолился перед Престолом о нас, грешных?). Прикладываемся к Камешку, к сосне. С каждым что-то свое, особенное происходит.

Редко, не каждый день проезжают по заброшенной дороге машины. Когда-то здесь были лесоразработки, но не в промышленных масштабах, не надо забывать, что рядом – Саров, бывший «Арзамас-16». И как бывают рады нам, гостям, местные комары, так и набрасываются на «свежачков»-москвичей. Но и укусы те воспринимаешь с благодарностью, и опять думаешь: а каково было тут батюшке Серафиму? Но и звери, и птицы, и комары – со всеми батюшка жил в согласии.
Обязательно каждый сорвет себе травку – сныть, попробует – каково было святому старцу три года вкушать только эту пищу? Вроде бы травка как травка, но пожуешь – как будто сил кто-то прибавил... И думается: всё здесь – по молитвам Преподобного, и прибавка та – тоже по его слову.

Чуть вперед по лесной дороге, метров пятьдесят – и за поворотом колодец. Пил когда-то из него батюшка, а сейчас - мы, черпаем воду, пьем. Привкус какой-то необычный. Водитель, Александр, поясняет: повышенное (по сравнению с обычным) содержание сероводорода, от того и вкус специфический. Долго эта вода не стоит, в отличие от воды из источников. День, максимум два, а потом для питья не годится. Но очень хорошо делать компрессы, поливать этой водой больные места, проходит и внутренняя боль, и наружные какие-то язвочки, и укусы тех же голодных комаров. В 2011 году здесь соорудили небольшую избушку-закуток, чтобы желающие смогли облиться водой из этого Святого колодца.
Набираем небольшие бутылочки, едем дальше.

Один из шести источников, где бываем во время поездки, источник Явленный, недалеко от села Кременки, известного еще задолго до Ивана Грозного, и известность эта вовсе не располагала к приятным ассоциациям. Селились здесь в основном беглые крепостные, любители легкой наживы на ночных дорогах и им подобные. Рядом с селом издавна бил ключ чистой вкусной воды.
Нижегородский край – Поволжье. Гулял когда-то по Дону, по Волге лихой казак Степан Разин. Не буду сейчас говорить о том, насколько правильным был тот путь, которым вел он своих товарищей. Вопрос довольно спорный, и не на один день. Сейчас о другом разговор. По всей Волге, во многих селах и деревнях жили сторонники атамана Разина. И конечно, в таком «разбойничем» селе, как Кременки, их было немало. Но вот накануне одного из массовых выступлений отрядов Степана Разина вода в источнике как бы покраснела, отразилась в водах плачущая Пресвятая Богородица. Посчитали, что знак этот весьма нехороший, но отменять восстание было поздно, не успевали сообщить всем задействованным в выступлении отрядам. Что много говорить? Восстание провалилось. А за источником закрепились два названия: «Явленный» и «Слезы Богородицы».

Являлся на источнике и преподобный Серафим Саровский. Вот как об этом рассказывает предание, записанное на стене купели:
«Давно это было. Шли женщины с покоса. Наступал вечер, - а солнце печет по-полуденному. Дорога петляет рядом с тем местом, где журчит ручей.
- Испить бы да умыться, - промолвила одна.
- Потерпим, - отозвались подруги.
И вдруг разом все повернули взгляды к склону, Присмотрели, и видят, стоит старичок в одеянии монашеском, волосы седые, длинные, борода такая же. Стоит, а сам рукой машет, женщин подзывает.
Переглянулись бабы, грабли с кошелями в рожь положили и свернули к роднику. Подошли ближе и видят: монах-то не на пригорке стоит, а как бы парит над родниковой водой. И не монах это, а преподобный батюшка Серафим. Упали женщины на колени. А батюшка подошел к передней и тихо, ласково произнес:
- Знаете ли вы Дивеевскую Канавку?
- Знаем, отче, - отвечали испуганные женщины.
- По ней совершает Свой путь Владычице, - произнес батюшка Серафим, и светлые слезы потекли из его глаз, да так обильно, что стали бисером падать на родниковую гладь.
- И это слышали, батюшка, - ответили женщины.
- Послушайте, что скажет вам убогий старик.... Прежде, чем пройти по Канавке, Владычице этой родниковой водой умывает Свое Пресветлое Лицо.
А в это время пошел по ложбинке прохладный воздух. Каждого лица он коснулся, омыл его и очистил усталые глаза: будто и не было тяжелого сенокосного дня. Очнулись женщины и видят: по родниковому зеркалу круги расходятся, а от пригорка, с которого говорил с ними батюшка Серафим, только голубоватое облачко к небу поднимается...».
Но есть еще несколько событий в истории села Кременки, связанных с именем преподобного Серафима Саровского.
Самое ранее – это избиение старца разбойниками. Хотели они поживиться у отшельника, но ничего не нашли в келье, только старое Евангелие. Как известно, озлобившись, жестоко избили они батюшку Серафима, после этого он и остался покалеченным. А родом эти нелюди были как раз из разбойничьего села Кременки... Запретил наказывать своих обидчиков преподобный, всё им простил, положился на Божью волю. И возмездие не заставило себя ждать. В течение года Господь наказал обидчиков Святого Серафима.
И еще одно событие связывает преподобного Серафима с селом Кременки.
В 1903 году император Николай II направлялся в Саров на празднование прославления Серафима Саровского в лике святых. В селе Кременки царский поезд остановился. Нужен был небольшой отдых и людям, и лошадям. Как положено, царю поднесли хлеб-соль, и отдельно предложили ковшик с водой из местного источника. Николай попробовал водичку и сказал, что вкуснее воды он никогда не пил. И расспросил: что за село, что за источник. Царю все рассказали, и когда он услышал, что у села репутация не отличается большими добродетелями, брови принахмурил, но ничего не сказал. Окружающая свита те брови нахмуренные увидела, сделала выводы, и обратно царя повезли совершенно другой дорогой...

И еще одно чудо, произошло оно практически в самом начале гонений на церковь в советское время.
В 1927 году из Дивеево увозили мощи преподобного Серафима Саровского. Богоборческая власть боялась народных волнений, и мощи решено было вывезти тайно. Чтобы народ не догадался, что именно и как увозят из Дивеево, собрали несколько подвод, замаскировали под обычную поклажу. Из Дивеево эти повозки выезжали разными дорогами. Одна из дорог проходила через село Кременки. Храм к этому времени практически бездействовал. Колокольня стояла заколоченная, службы проводились время от времени. Но вот когда подвода со святым грузом проезжала через село, на забитой колокольне сам собой зазвонил колокол, а люди вдоль дороги вставали на колени в поклоне преподобному Серафиму.

Многие и многое знают о Святой Канавке.
Известно, что Дивеево – Четвертый удел Богородицы (наряду с Афоном, Иверией, Киевом). И, как известно со слов святых отцов, в каждом их Своих уделов Она проводит каждые сутки по несколько часов. В Дивееве Божия Матерь бывает примерно с 3 до 6 часов, ночью. И вот в одну из ранних наших поездок мы договорились с охраной монастыря, чтобы нас пропустили на Святую Канавку ночью (сейчас пройти на Святую Канавку можно в любое время суток).

И в это-то время мы пошли по Канавке, читали, как благословил Серафим Саровский, по 150 раз «Богородицу»: «Кто Канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». И не передать словами: идешь, тишина, только иногда где-то в селе прокукарекает одинокий петух и «проглотит» окончание своего «кукареку», как бы испугается – собратья-то молчат. Огромнейшие звезды в небе, каких в городе никогда не разглядишь из-за неонового света круглосуточной рекламы (потом, правда, рассветает – и звезды тускнеют).

«Богородице Дево радуйся, Благодатная Марие Господь с Тобою...»
И перехватывает дыхание от мысли: вот здесь я, грешница, иду, молюсь Пресвятой Деве, а Она – рядом, незримо, проходит по Канавке Своими Стопочками, и видит все думы твои, все чувства, всё-всё-всё... И слезы готовы литься потоками, и просишь и Мать и Ее Сына: «Пресвятая Богодица, спаси мя... Боже, милостив буди мне, грешной...»

А Канавка ведет дальше, поворот, и новее чувство: тепло, спокойно – тебя УСЛЫШАЛИ... И твердая вера: всё будет хорошо. Всё по Воле Его. И всё нам во благо, что бы там нам не послали бы: испытания, боль, горечь – все равно потом будет ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ...
«Благословенна Ты в женах, и благословен плод Чрева Твоего...»

И вот Канавка заканчивается. Как быстро! Вот бы еще раз пройти по этой Святой Дороге...
Дословно сейчас не передам, но батюшка Серафим говорил, что тот, кто три раза подряд пройдет по Канавке, да каждый раз по полтораста «Богородиц» прочтет, может желать чего угодно. Его духовный сын как-то прошел... Когда только подходил к Святой Канавке, думал: «Этого попрошу, или этого... А еще и это хочется...» А когда прошел, то и сам не поверил, что ни о чем земном думать и не хотелось, и все мирские желание пропали куда-то, а душа воспарила...

Как-то одна из наших паломниц сказала, что у нее желание есть: пройти три раза по Канавке. Я привела группу, идем, молимся. Дошли до конца Канавки, большинство идет со мной на один из ближних источников, а эта паломница осталась, как и предупреждала нас. Вечером готовимся ко сну, и спрашиваем ее: «Ну как, прошла? Чего захотелось?» Отвечает: «Еще раз пройти...»
Сразу скажу: в ту ночь три раза подряд пройти по Святой Канавке у меня не получилось, времени хватило только на два, а потом пошла в Преображенский собор – начиналась Литургия. Но и эти ночные два – что-то настолько удаленное от нашей обыденной жизни, что не хватает слов «великого и могучего русского языка», чтобы передать чувства...

Автор: Галина Кузина

Яндекс.Метрика